Даосская йога — практика оздоровления, молодости и долголетия
Нам часто задают вопросы, в чем отличие и особенность даосской йоги, которой мы занимаемся и преподаем в наших школах Кунг Фу в Минске, чем она отличается от других. Ведь это достаточно таинственное и новое название.
Тема действительно непростая и для того, чтобы ответить наиболее подробно и объективно, необходимо опубликовать целый научный трактат с анализом древних источников и трудов мастеров наших дней. Большинству людей это ненужно и мы опишем в рамках наших традиционных форматов.
Недавно я опубликовал статью о пользе и вреде йоги. В ней в общих чертах описано, что есть йога вчера и сегодня. Ведь сегодня видов и названий йоги большое количество. Все рассматривать не будем, а остановимся на даосской йоге. То есть технике, в которой сочетаются два слова «даосская» и «йога».
По существу слово «даосская» означает прямую дорогу в даосизм, под которым понимается китайское традиционное учение, в котором объединены учение о великом Дао, Всеобщем законе и Абсолюте. Цель даосизма – познание Дао и следование ему для достижения бессмертия.
Специалисты разделяют практику даосизма на 4 части:- Философскую;
- Оздоровительную
- Этику и традиции
- Эзотерическаие практики
Нас интересует оздоровительная практика. К этой категории в даосизме относятся: китайская медицина, цигун, алхимические традиции, боевые искусства, поиски продления жизни.
Человек, как живой организм, помимо биологической структуры, пронизан большим количеством различных каналов, сосудов, энергетических «станций и центров», которые в свою очередь напрямую зависят от естественных факторов окружающей стреды (от сезонов, магнитных и погодных колебаний, расположения звезд, планет и т.д.).
По даосской традиции энергетические каналы можно поделить на 12 (в отдельных источниках 14, 24 и более) приобретенных меридианов, 8 чудесных меридианов (приобретенных до рождения) и 13 алхимических меридианов.
Важно относиться ко всем энергетическим центрам и каналам, как к системе, и развивать их вместе.
Слово «Йога» по существу означает прямую дорогу к управлению психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения освобождения из круговорота рождений и смертей. В основном, этот термин используется в традиции индуизма (ведическая традиция). По-простому, все техники упражнений йоги, кроме самой медитации – это подготовка к медитации.
В связи с большой популярностью Йоги в последнее время (речь идет о современной Йоге, которая появилась примерно в последние 150 лет) и вовлечением в нее большого количества людей, другие практики стали использовать в своей терминологии слово Йога. Это делается и для простоты понимания и для привлечения большего числа адептов.
Таким образом, получается, что даосскоя йога – это древнее направление даосизма, усиленное связью с ведической традицией и направленное на совершенствование физической, энергетической и системы сознания с целью обретения долголетия, следования и познания Дао. Дальше можем выстроить последовательность объяснения понятий.
С точки зрения классики даосизма, основной техникой обретения долголетия, помимо медицины (лекарств и процедур) является алхимия и цигун. Целью обоих является достижение долголетия за счет специальных составов, упражнений, медитации и ритуалов. Энергия и химические элементы выступают основными субстанциями.
Любой занимающийся алхимическими практиками должен стремиться к созданию «чудодейственного порошка», который может преобразовываться в различные виды энергии (Цзин, Ци, Шэнь) и являться основой здоровья, резервом всех сил организма для долголетия.
Именно долголетие являлось одной из основных черт даосизма и алхимии. Этому посвящено множество книг. В некоторых описываются свидетельства о долгожителях и небожителях. Многие императоры пытались достичь бессмертия и бросали большие силы и средства на поиски эликсира бессмертия.
Бытует мнение, что в процессе так называемых «переплавок» и «трансформаций» появляется бессмертный зародыш в области даньтяня или киноварного поля. И, когда он покидает тело через макушку, то новое тело обретает бессмертие. Легенда гласит, что таким образом появился на свет один из основателей даосизма Лао-цзы.
Сегодня даосская алхимия представлена как практика с глубокими историческими корнями. В древних текстах она упоминалась, как знание «персикового леса» с определенной системой практик. Эта практика позволяет совершенствовать свойства и возможности тела.
По большей части, теория алхимии, а не йоги, рассматривается во многих древних даосских источниках. Ее отличительной особенностью является описание символических составов и воображаемых веществ – таких, как золото, серебро, киноварь, ртуть, сера и др..
Они вместе с процессами «плавления» относятся к символам, которые встраиваются в жизнедеятельность человека. Вещества двигаются по внутренним органам и каналам, и попадают в энергетические центры (даньтяни) для переработки. Все это производит качественные изменения тела человека.
Раньше даосская алхимия разделялась на внутреннюю и внешнюю. Внешняя является наиболее древней и направлена на преобразование тела за счет приема внутрь определенных составов (элексиров) и пилюль, изготовленных из минеральных веществ,драгоценных металлов (золота, ртути и др.) и т.п. До наших дней дошли некоторые источники.
Древний мастер Гэ Хуан в трактате Баопу-цзы (317-320 годы) описывает рецепты на основе ртути и различных минеральных веществ. Он утверждал, что лекарственные травы, плоды подвержены разложению и гниению и не подходят для достижения бессмертия. В отличие от них минералы, проходя химические превращения, могут помогать обрести бессмертие. А минералы – это прежде всего киноварь, которая образует ртуть или жидкое золото, которое может храниться и не подвержено коррозии.
Очевидно, что готовить такие составы могли только очень богатые люди. Встречаются источники, где описаны рецепты самых различных составов — и на основе серы, свинца, нефрита, грибов, смол, меда, сока растений и т.д. В индийской традиции «расаяна» часто отождествляется со смыслом «колесница ртути» и т.п.
Примечательно, что все рецепты и особенности их приготовления хранились в строжайшей тайне и передавались только посвященным. Поэтому в наши дни сохранились только отдельные учения и небольшое количество мастеров, которые могут изготовить такие составы.
Внутренняя алхимия направлена на трансформацию субстанций физического, энергетического тела человека и его сознания за счет определенных упражнений. Так как компоненты тела обладают химическими и физическими свойствами, то и определенные действия могут приводить к их накоплению, движению и изменению.
Опорой даосской алхимии (и внутренней и внешней) чаще всего рассматриваются Дао и первоэлементы. Например, огонь, металл, дерево, земля и вода. Они имеют свое состояние и свойства. Воздействуя на них, можно осуществлять любые трансформации тела и энергии.
Очень важно полноценно использовать свое время, правильно питаться, успокаивать ум и эмоции, собирать и сглатывать слюну, удерживать сперму от семяизвержения.
В древности китайские мастера считали, что все болезни связаны с недостатком энергии. А физическое и энергетическое тело рассматривались, как набор сосудов, в которых хранится, трансформируется и усваивается наша жизненная сила и энергия Ци, Цзен и Шень. Качество жизни зависит от количества и качества этих энергий.
Алхимические сосуды могут делиться по принципу образования внутренней и внешней сферы. Стопы, колени, бедра образуют внешнюю сферу. Печень, сердце, селезекна, легкие, почки и другие внутренние органы – внутреннюю. Живот, грудь и голова относятся и к внешним, и к внутренним. Они функционируют, как внутренние и внешние наполнители и называются киноварными полями.
Энергетические сосуды могут вырабатывать особые ингредиенты – Тиги, которые способны трансформировать энергию и изменять ее качество. Этот процесс связан с вырабатыванием алхимических ингридиентов, получением особого элексира и золотой пилюли бессмертия.
Чаще всего в даосской алхимии рассматриваются 9 энергетических сосудов, которые могут сохранять, накапливать и преобразовывать энергию. Несбалансированное состояние хотя бы одного из них приводит к блокировкам и сбоям всего организма, и отражается на работе всех его систем.
Для каждого органа или сосуда есть своя специальная практика, которая имеет пять степеней углубления – от первичной регуляции энергии в сосуде до понимания алхимического процесса.
Первая степень направлена на осознание возможности использования каждого энергетического сосуда, как инструмента для начала алхимических преобразований и достижения изменений.
Вторая — на выстраивание внутренних связей данного энергетического сосуда с другими и со всей структурой тела, на определение его функциональных задач.
Третья — на вскрытие возможностей энергетического сосуда вырабатывать энергию, способную преобразовывать все тело.
Четвертая – на процесс перегонки или вырабатывания новых качеств энергии в сосуде — вырабатывание божественной пасты.
Пятая – может интегрировать работу энергетического сосуда с энергетической системой всего тела и вырабатывать особые состояния с созданием чудодейственного порошка.
Таким образом, все приведенное выше говорит о том, что даосская йога основана на даосской алхимии и может применяться для улучшения здоровья во всех смыслах и совершения преобразований для достижения долголетия.
Наши занятия имеют в своей основе древние методы даосской йоги или даосской алхимии. Существенным условием является передача знаний от мастеров инструкторам, от инструкторов всем обучающимся. Каждый инструктор проходит многолетнюю подготовку, прежде, чем приступает к обучению других.
На первых этапах закладываются основы стоек и разминки. Все упражнения имеют много уровней и позволяют постоянно расти во всех смыслах. Вначале ученики начинают чувствовать значительный прилив сил и, соотвественно, возможности для решения задач в повседневной жизни. Затем начинается серьезная работа над всем телом.
Мы даем древнюю систему, основанную на уникальных методах без изменений. Поэтому нет необходимости совершать изнурительные тренировки, потеть и испытывать усталость. В даосской методике все направлено на включение естественных возможностей человека.
Даосская йога включает:
отдельные упражнения и комплексы для формирования базы;
работа с конкретными энергетическими сосудами и каналами;
отработка в паре элементов, требующих помощи и взаимодействия оппонента;
изучение воздействия: на активные точки зоны организма; полезных рецептов и бальзамов с целью применения их на практике;
дыхательные, медитативные практики и многое другое.
По результатам тренировок предусмотрены сдача экзаменов для корректировки реальных результатов, постоянно проводятся обучающие семинары с мастерами школы в Минске и других странах.